Статьи

06 августа 20:34

Что чувствует ребенок, попадая в детский сад?

Когда ребенок попадает в новое место, он испытывает стресс и тревогу. Ребенок не может визуализировать новую ситуацию и чувствует угрозу за свою жизнь, хотя взрослые понимают, что все безопасно. Это вызывает необходимость адаптации, которая начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни.

Подготовка к детскому саду

Те дети, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, легче адаптируются. Чтение сказок о садике, игры "в садик" с игрушками и прогулки возле садика помогают малышу привыкнуть к мысли о посещении нового места. Знакомство с воспитателями до начала посещения также значительно облегчает процесс адаптации. Подготовка должна начаться как минимум за два месяца до первого посещения детского сада. Важно помочь ребенку развить навыки, которые будут полезны в садике:

  • Опыт разлуки с мамой: Игры "ку-ку" и прятки помогают справиться со страхом одиночества. Оставляйте ребенка с близким человеком, который не живет с вами, предупреждая, что обязательно вернетесь, а когда вернетесь скажите: “Мама вернулась, я рядом и все хорошо!”.
  • Следование режиму: Приучите ребенка к режиму дня, который будет в садике, например, к раннему подъему, чтобы до дневного сна проходило около 6,5 часов.
  • Навыки самообслуживания: Научите ребенка засыпать без мамы, ходить в туалет и принимать пищу. Навыки самостоятельности позволяют ему чувствовать себя увереннее и независимее в новой среде.Постепенно отучите его от груди и пустышки. Важной задачей является создание условий, в которых воспитатель сможет следовать привычным сценариям поведения мамы. Так как детей много, он просто не успеет взять всех на ручки и обнять, если дети расплачутся. Это необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя безопаснее и комфортнее в новом окружении.
  • Социализация: Подготовьте ребенка к общению с другими детьми, посещая детские площадки, клубы иходите и приглашайте в гости. Общение со сверстниками и старшими детьми поможет ребенку научиться взаимодействовать в коллективе.

Родительское поведение

Родители должны оставаться спокойными и уверенными, так как дети чувствуют их эмоции. Спокойно относитесь к слезам — это нормальная реакция на разлуку и новый опыт. Адаптация считается завершенной, когда ребенок начинает доверять воспитателям, а для этого доверять им должны начать родители. Важно активно взаимодействовать с ними, чтобы узнать о прогрессе и проблемах ребенка.

Как родители могут помочь?

  1. Позитивное отношение: Всегда говорите положительно о воспитателях и садике в присутствии ребенка. Рассказывайте истории о том, как любимый персонаж малыша  ходит в хороший садик с замечательными воспитателями.
  2. Соблюдение режима: В выходные дни придерживайтесь привычного распорядка. Не позволяйте ребенку "отсыпаться" слишком долго, так как это может сбить его режим.
  3. Создание спокойной атмосферы: Обеспечьте дома спокойную и бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, говорите ласковые слова и отмечайте его успехи.
  4. Терпимость к капризам: Понимайте, что капризы возникают из-за перегрузки нервной системы. Помогите ребенку успокоиться и переключиться на другую деятельность.

Типичные ошибки родителей

  1. Наказания и упреки: Нельзя наказывать или сердиться на ребенка за слезы и переживания. Лучше поддерживайте его, выражайте свою любовь и уверенность в благополучном исходе.
  2. Разговоры о проблемах в присутствии ребенка: Избегайте обсуждений о слезах и трудностях адаптации при ребенке. Даже если он не понимает слов, он чувствует ваше беспокойство.
  3. Использование сада как наказания: Не пугайте ребенка детским садом. Это место должно ассоциироваться с положительными эмоциями.
  4. Плохие отзывы о саде и воспитателях: Никогда не говорите негативно о садике или воспитателях при ребенке. Это увеличивает его тревогу и недоверие к новому месту.
  5. Обман по поводу времени: Не обманывайте ребенка о времени вашего возвращения. Честность укрепляет его доверие к вам и помогает ему понять, чего ожидать.


Процесс адаптации

Адаптация обычно занимает около 21 дня без перерывов. В этот период не стоит оставлять ребенка в садике более чем на 8 часов. Начинайте с коротких посещений детского сада. Сначала приводите ребенка на прогулку со своей группой на два часа, чтобы он мог познакомиться с воспитателями и другими детьми. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители, и они вместе уходят домой. Для этого можно привести его ближе к закрытию, а вечером прогуляться возле садика и показать, что всех забрали домой и садик "отдыхает", чтобы завтра снова встретить детей. 


Адаптация ребенка к детскому саду — важный этап, требующий внимательной подготовки и поддержки со стороны родителей. С правильным подходом и пониманием этот процесс пройдет гладко и принесет ребенку много радости и новых возможностей для развития.