Понимание того, что должен уметь ребенок на каждом этапе своего развития, важно для родителей. Это помогает отслеживать развитие малыша, замечать возможные отклонения и радоваться успехам. Рассмотрим подробно, какие навыки осваивают дети в возрасте одного, двух и трех лет.
1 год
Физическое развитие
К первому году жизни малыш становится более уверенным и самостоятельным в движениях:
- Стоит без опоры. Ребенок способен стоять самостоятельно, без поддержки.
- Ползает, поднимается, приседает и наклоняется. Эти движения становятся частью повседневной активности малыша, помогая ему исследовать окружающий мир.
- Делает несколько шагов без поддержки. Ребенок начинает ходить, сначала неуверенно, но с каждым днем его шаги становятся более устойчивыми.
Социальное развитие
В этом возрасте малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими:
- Инициирует общение со взрослыми. Ребенок сам начинает привлекать внимание родителей и других взрослых, используя жесты, мимику и звуки.
- Отличает похвалу от порицания. Он начинает понимать эмоциональные реакции взрослых на свои действия.
- Узнает себя и близких в зеркале и на фотографиях. Это свидетельствует о развитии самосознания и памяти.
Эмоциональное и когнитивное развитие
Эмоциональная и умственная сферы ребенка также развиваются:
- Эмоционально реагирует на свои успехи и неудачи. Малыш радуется своим достижениям и огорчается, если что-то не получается.
- Стремится к самостоятельности. Он хочет делать многое сам, от еды до игр.
- Изучает окружающие предметы. Ребенок активно взаимодействует с игрушками: складывает их, нанизывает кольца на стержень, прокатывает мяч и т.д.
- Рассматривает картинки и слушает, как читают родители. Это способствует развитию речи и воображения.
- Подражает действиям взрослых. Малыш копирует поведение родителей, что важно для обучения новым навыкам.
Речевое развитие
Развитие речи в этом возрасте идет полным ходом:
- Произносит первые слова. Ребенок начинает говорить простые слова, такие как «мама», «дай», «на», «баба», «дедя».
- Называет себя по имени. Малыш начинает осознавать свою идентичность.
- Показывает, сколько ему лет, на пальцах. Это первые шаги к пониманию чисел.
- Пытается танцевать и подпевать. Малыш активно реагирует на музыку, старается двигаться в такт и повторять слова песен.
1-2 года
Физическое развитие
Между первым и вторым годом жизни дети продолжают развивать свои физические навыки:
- Хорошо ходят, бегают, лазают и пытаются подпрыгивать. Малыши становятся более подвижными и уверенными в своих движениях.
- Перешагивают через препятствия. Они учатся координировать свои движения для преодоления небольших барьеров.
- Самостоятельно садятся и сидят. Это помогает им быть более независимыми в играх и других активностях.
- Бросают и ловят мяч. Такие игры развивают координацию рук и глаз.
- Повторяют за взрослыми движения. Малыши поднимают руки, наклоняются и захватывают предметы, копируя действия взрослых.
Социальное и личностное развитие
В этом возрасте дети начинают формировать свои социальные навыки:
- Знают свое имя и имена родителей, дедушек и бабушек, близких теть и дядь. Это показывает развитие памяти и осознание семейных связей.
- Эмоционально реагируют на общение со взрослыми и детьми. Ребенок смеется, плачет, капризничает, проявляя свои эмоции.
- Проявляют первые самостоятельные желания. Появляются слова «хочу» и «не хочу», иногда с искаженными произношениями, например, «фочу».
- Вступают в игровое взаимодействие с детьми. Малыши наблюдают за действиями других детей, подражают им, делятся игрушками и сладостями.
- Имеют представление о своем внешнем виде. Это первые шаги к развитию самосознания и самооценки.
Познавательное развитие
Познавательные способности ребенка также активно развиваются:
- Ориентируются в двух и более контрастных величинах. Малыш различает большие и маленькие предметы.
- Собирают двух и трехместную матрешку и пирамидку. Это развивает логику и мелкую моторику.
- Ориентируются в двух формах, например, шар и куб. Ребенок начинает понимать различия между простыми геометрическими фигурами.
- Экспериментируют с песком, водой, камнями. Эти игры способствуют сенсорному развитию.
- Подбирают геометрическую форму к соответствующему отверстию игрушки, типа «Почтовый ящик». Это упражняет пространственное мышление.
- Знают три-четыре цвета. Малыши начинают различать и называть основные цвета.
- Ориентируются в трех разных величинах одной формы. Например, различают большой, средний и маленький шар.
- Выполняют несложные просьбы. Ребенок понимает инструкции, такие как «принеси куклу» или «поставь чашку».
- Используют предметы-заместители. Например, палочка вместо ложки.
- Выполняют два-три игровых действия с игрушками. Например, поят куклу и укладывают ее спать.
- Называют предметы и людей на картинках. Ребенок понимает короткие рассказы и сказки, показывает части тела и переворачивает страницы книг и журналов.
Речевое развитие
Речь продолжает активно развиваться:
- Правильно произносят отдельные гласные и согласные звуки.
- Называют основные предметы и действия с ними.
- Используют высказывания из двух-трех слов. Например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»).
- Соотносят слова с предметами, людьми и действиями. Это способствует расширению словарного запаса.
Художественно-творческое развитие
Дети начинают проявлять интерес к творчеству:
- Выполняют танцевальные действия. Малыш меняет движения в зависимости от темпа, тональности и ритма музыки.
- Эмоционально подпевают. Ребенок начинает повторять за взрослым музыкально-ритмические движения танца.
- Привлекаются яркие цвета, одежда, игрушки. Это способствует развитию эстетического восприятия.
- Начинают пользоваться карандашом, мелками, фломастером. Ребенок рисует линии в разных направлениях, заполняя пространство листа бумаги.
- Строят простые постройки из конструктора. Это развивает пространственное мышление и креативность.
2-3 года
Социальное и личностное развитие
В этом возрасте социальные навыки становятся более сложными:
- Активно взаимодействуют со взрослыми и детьми. Ребенок становится более социальным и общительным.
- Эмоционально реагируют на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей. Ребенок радуется, если его желания исполняются, и огорчается, если нет.
- Проявляют самостоятельность в различных видах деятельности. Малыш старается одеваться, есть и играть самостоятельно.
- Зарождаются элементы самооценки. Ребенок чаще всего оценивает себя как «хороший».
- Имеют представление об опасности. Но не всегда придерживаются правил безопасности.
- Одеваются и раздеваются самостоятельно. Ребенок знает назначение предметов личной гигиены, моет руки перед едой и использует салфетку.
Познавательное развитие
К трём годам дети значительно развивают свои когнитивные способности:
- Различают контрастные по форме, цвету и величине предметы. Малыш ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них.
- Различают четыре-шесть геометрических форм и называют их. Ребенок может, по просьбе, назвать некоторые из них.
- Собирают детскую пирамидку из 4-8 колец и четырехсоставную матрешку. Это развивает мелкую моторику и логику.
- Подбирают плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот.
- Складывают разрезную картинку из двух-трех частей. Это помогает развивать логику и пространственное мышление.
- Находят предмет по признаку. Например, мягкий или твердый.
- Складывают несложный узор из мозаики. Это развивает мелкую моторику и креативность.
- Понимают слова, обозначающие количество объектов. Например, «два», «три» и соотносят число с реальными объектами.
- Свободно ориентируются в знакомом помещении.
- Пытаются быть опрятными. Ребенок чистит зубы, моет руки и придерживается правил личной гигиены.
- Замечают изменения в погоде и называют их.
- Активно включаются в уборку квартиры. Ребенок помогает ухаживать за животными и растениями.
Речевое развитие
К трём годам речь ребенка становится более сложной:
- Сопровождают звуками совершаемые ими, другими людьми и объектами действия.
- Узнают персонажей по звукоподражаниям. Например, «пи-пи», «чух-чух».
- Правильно произносят все звуки речи. Хотя могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л].
- Называют предметы, действия и качества.
- Используют все части речи. Кроме причастий и деепричастий.
- Вступают в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками.
- Рассказывают сказки, стихи, истории. Ребенок делится событиями из своей жизни и рассказывает о животных.
- Повторяют слова и фразы за взрослыми. Это помогает расширять словарный запас и развивать речь.
Художественно-творческое развитие
К трем годам дети становятся более творческими:
- Эмоционально подпевают. Ребенок различает музыкальный темп и ритм, меняет танцевальные движения в зависимости от музыки.
- Быстро запоминают слова песен и танцевальные движения.
- Повторяют за педагогом музыкально-ритмические движения. Соответственно характеру музыки.
- Одновременно выполняют несколько действий. Например, поют, хлопают в ладоши, кружатся, машут руками.
- Понимают, что нарисовано на картинке или иллюстрации. Могут найти, по просьбе, реальный предмет.
- Используют в творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин. Создают простейшие рисунки, поделки из пластилина, глины или теста.
- Проявляют желание творить вместе со взрослыми. Это способствует развитию креативности и социализации.
Таким образом, каждый этап развития ребенка от одного до трех лет включает в себя освоение новых навыков и способностей. Родителям важно поддерживать и поощрять своих малышей, создавая условия для их полноценного развития.